Режиссер Дмитрий Дмитриев
Очень хотелось бы рассказать, опираясь на собственный опыт, о том, как можно лучше построить ваши взаимоотношения с компанией, с нашей ли, с другой ли, которая будет делать вам праздник. Вы можете принять эти рекомендации, можете с ними не согласиться, но это опыт моей 20-летней работы на этом поприще. Я хочу поделиться своим пониманием того, как можно сделать хороший корпоративный праздник, если правильно взаимодействовать с компанией, которая вам его организовывает.
И первый мой постулат звучит так:
корпоративный праздник – это не средство выражения режиссера или компании, которая вам его делает. Он должен выполнять поставленные перед ним задачи.
Казалось бы, очень просто звучит. На самом деле, первое, с чем мы сталкиваемся при разработке праздников, и самое трудное в нашей работе – это получить четко сформулированную задачу: чего вы, уважаемые господа, хотите от этого праздника. Часто в моей практике мне доводилось приходить в разные организации и спрашивать, что бы им хотелось видеть? Отвечают: «Ну, чтоб весело было». Замечательный ответ, который означает: «Вы же креативный человек, вы и придумайте, чтоб нам весело было». Да, я креативный человек, но в вашу компанию я впервые пришел, а вы в ней 8, 10, 5… лет, вы лучше знаете свой персонал, его чаяния и ожидания, свой фольклор (а он существует в любых корпорациях, свой собственный фольклор), культуру, которая есть у вас. А она обязательно есть.
И наиболее плодотворное сотрудничество возникает тогда, когда менеджер по персоналу знает, что ожидать, знает некий портрет своего коллектива и знает, зачем он нанимает профессионалов. Потому что в связке «вы – исполнитель» вы говорите, ЧТО делать, я говорю, КАК это сделать, предлагаю вам варианты решения.
То есть, когда мы «цепляем» какие-то вещи, исходящие от вас, мы можем гарантировать стопроцентное попадание в десятку. Итак, кто ставит задачу?
Вот тезис:
правильно поставленный вопрос — пятьдесят процентов точного ответа.
Задачи ставите вы. Вопрос: ЧТО вы хотите от праздника – это вопрос ВАШ. Насколько точно вы его сформулируете, настолько точен и адекватен будет вариант решения. КАК можно реализовать поставленный перед нами вопрос.
В празднике должно быть от 3 до 8 событий
Для того, чтобы люди понимали, какие вещи являются кульминационными, и это те самые вещи, где мы можем акцентировать внимание всех наших зрителей.
Какие еще можно задачи ставить перед праздником, а какие нельзя. Мне кажется, что здесь мы с вами сойдемся: задач, проблем компании праздник не решает. Вы это все прекрасно понимаете. Опять же, из своего опыта: у меня было два случая, когда передо мной ставили задачу сплотить коллектив за праздник. Я говорю: «Ребята, с помощью тренинга по тим-билдингу, по командообразованию я могу попытаться сделать так, чтобы в вашем коллективе стали образовываться какие-то команды по рабочим отделам, и можно даже отделы перегруппировать, но это не факт, что они потом будут работоспособными. Мы можем дать вам ключ, но мы не можем решить этих проблем, потому что эти проблемы решаются постепенно. Мы можем поднять, обозначить, обыграть эти проблемы, но решить их за праздник мы не можем, к сожалению, это разовая акция». И даже если у вас есть серия праздников, допустим, в течение года и специальных мероприятий по сплочению компании. Но, сколько вы их проведете: два, три? Вряд ли какой директор предприятия подпишет вам десять или двадцать мероприятий, только два-три, это максимум. Даже если вы перед каждым будете ставить такую задачу, то вам понадобится лет пять для того, чтобы добиться ее реализации. Праздник – это только такой момент, который может подчеркнуть направленную политику.
Задача первая: обозначить / обыграть проблемы / взаимоотношения в коллективе.
Опять же, решить конфликты коллективные мы не можем. Выставить на всеобщее обозрение, обыграть, заставить задуматься, подчеркнуть, заставить посмеяться над проблемой мы можем. И это можно требовать от праздничной компании: «Вот ребята, у нас есть такой конфликт, мы понимаем, что вы его не решите, но давайте вместе с вами подумаем, как его обрисовать так, чтобы не было никому обидно, и так, чтобы мы смогли добиться какого-то небольшого промежуточного результата».
Задача вторая: заставить творчески раскрыться сотрудников.
Замечательная задача, которую можно решить в ходе праздника (и вы, наверное, с этим сталкивались) – это сделать так, чтобы сотрудники творчески раскрылись. Есть несколько способов воплощения. Это хорошо для тех компаний, где произошел большой массовый набор людей, т. е. компания резко выросла, получила инвестирование, пришел приток капитала, расширяется производственная деятельность, набирают новых работников, которые не знает ни легенд компании, ни ее корпоративной культуры. Сложно что-то сделать, на них нужно просто посмотреть. Я очень люблю, когда меня спрашивают: «А ты можешь что-то сделать, чтобы эти люди стали участниками, чтобы им было интересно?».
Масса способов существует. Праздник это может сделать, правда, результаты не всегда бывают адекватны ожиданиям начальства, топ-менеджмента. Иногда бывает, в хорошую сторону не адекватны. Например, взяли девочку-тихоню, а она так пела, так плясала на празднике. Все думают: «Ничего себе, она еще и людей может организовывать! Что это мы ее – в секретари, ну-ка давайте – в директора по развитию бизнеса и давайте продвигать дальше». А бывает наоборот, тут сложно.
Задача третья: Можно поставить перед праздником задачу: поднять авторитет руководителя.
Крайне деликатная задача. Лучше вас вашего руководителя не знает никто. Но тут тоже палка о двух концах. Очень много раз я сталкивался с менеджерами по персоналу, с очень хорошими директорами по персоналу.
Вы изложили план, мы вам предложили, как правило, меня не ведут к генеральному директору, потому что это ВАША работа и ВЫ должны за нее отчитаться, правильно же? Вы встретились с представителями пяти компаний или одной, имеете план и т. д. А я задаю вам вопросы: «У вас нормальный начальник, он нормально реагирует? Мы можем с ним что-то сделать?». Приведу пример. Часто директора говорят: «Я не хочу выходить, я не хочу светиться, я человек скромный, не надо мне этих фанфар». Допустим, скромный. Можно предложить вообще не выходить на празднике, вообще там не присутствовать, прислать видео-поздравление из далекой Индии или из космоса или еще откуда-нибудь, можно обыграть. Но есть люди экстремальные.
Задача четвертая. И еще одна задача, которую могут поставить перед компаниями, которые занимаются праздниками, – это объяснение новых стратегических решений, новых направлений, изменений политики своей компании.
Так часто приходится этим заниматься, такая штуковина сложная. Если есть поворот в новую стратегическую политику, праздник может через свои формы это показать.
Понятно, что многие задачи и проблемы праздник решить не в состоянии, но их можно просто обозначить, показать направление, куда следует двигаться, дать возможность людям почувствовать, посмотреть, ощутить тот или иной конфликт в какой-то театрализованной форме.
Идем дальше. Вот! Телефонный звонок: «Здравствуйте, вы компания, которая делает праздники? Сколько ваш праздник стоит?» Что сказать? И начинается мычание. На том конце телефонной трубки думают, что я ничего не могу сказать, а я могу сказать! Поэтому я объясняю: «Вы же, придя в магазин, не говорите: «Дайте мне пару обуви или дайте мне колбасы». Вы говорите: «Дайте мне докторскую или полтавскую колбасу». Кто-то краковскую любит. Это же все очень индивидуально. Не бывает праздников вообще». И вообще назвать цифру очень сложно. Я не сторонник раздувать бюджеты до бесконечности, но если заказчик хочет, чтобы у него были самые новые технологии, то самые новые технологии стоят немалых денег, в любом случае. Либо мы, наоборот, решают, что нужно сделать все очень просто, и вообще не нужны артисты, потому что обойдутся силами собственной компании, тогда это будет, соответственно, дешевле, но не намного. Очень вас прошу в будущем не задавать вопрос: сколько стоит ваш праздник, потому что вам солгут. Занизят цену, а потом будут сюрпризы. Лучше сразу сказать, что ваш бюджет ограничен такой-то суммой. Фантазии режиссеров границ не знают. Фантазии границ не знают. Есть ограничения – скажите сразу». И еще важное. Надо учитывать, когда вы выбираете место, что пространство диктует свои условия. Простой пример: я хочу сделать дворцовый бал в своих производственных помещениях, которые только что построил. Можно сделать? Можно! Денег на декорации потратите безумное количество. В производственном помещении можно придумать что-нибудь другое.
Придумаем-ка, что все гости, которые должны придти на праздник, приходят на субботник, закроем чем-нибудь столы сервированные, дадим всем в руки швабры, тряпки, и они должны все мыть, убирать, красить, и будет целая программа.
Дальше: декорация, бутафория, воздушные шары и т. д. – отдельный вопрос. Скажем, вы делаете вечеринку в русском стиле, а кухня у вас французская. Нонсенс. Быть не может, правильно? И, наоборот, во французском стиле не может быть русских блинов. Это должна быть кухня, которая может подчеркнуть общий стиль. А если еще сделать какие-то событийные вещи на выносе каких-то «супер-пупер-блюд»… Делали мы такую вечеринку в русском стиле, главным блюдом был жареный вепрь. Здоровенное блюдо, его тащили шесть человек. Представляете, какой мощный выход был! Ну это как бы дополнительное выразительное средство. Кухню лучше использовать не только функционально, для того, чтобы накормить людей, но и как выразительное средство, для того, чтобы подчеркнуть стиль.
Декорации. Мое глубокое убеждение: если вы можете обойтись без художника-постановщика, обходитесь. Если не можете, нанимайте. У меня в компании работают несколько художников-постановщиков. Объясню, что это такое. Как правило, если у вас есть какое-то организованное пространство, допустим, какой-то дворцовый зал или зал ресторана, для того, чтобы придумать специальную декорацию, художник не нужен. Вполне достаточно заплатить режиссеру, а художник только отрисует. Но если вы куда-то выезжаете, и у меня для вас типичная поставка ландшафта, и вы хотите его преобразовать, то художник нужен, потому что художник, прежде всего, решает пространство.
Он не рисует картинки, как это ни парадоксально, а художник решает ПРОСТРАНСТВО: где будут стоять столы, где будет сцена, где будут ходить зрители и, где будет происходить, собственно, концерт.
Про технику, я думаю, вы и без меня все знаете. Давайте сразу к заключению. Про приглашения. Иногда приглашения бывают самые неожиданные, например глиняные таблички. Потому что праздник начинается прямо с момента, когда вам приносят пригласительный билет. Если вы приглашаете человека в ресторан в греческом стиле, понятно, что уместна глиняная табличка с греческими стилизованными буквами, ну и так далее.
Дело режиссера на празднике – организовывать СОБЫТИЯ внутрипраздничные. Запомните это слово. Вызовите к себе праздничную компанию и спросите, какие будут события. Их должно быть от трех до восьми. Если человек профессионал, он четко может ответить, какие будут события. Предположим, выступление генерального директора – это событие, награждение сотрудников – это событие, но могут быть и специальные события, на которых, собственно, и концентрируется основная идеология, которые вы закладываете в праздник. И профессионал должен четко объяснить, какие события будут происходить и как они будут поданы.